Дистанционное обучение как фактор повышения качества юридического образования.

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем качества юридического образования.  По мнению автора, определяющее влияние на качество образования оказывает уровень профессорско-преподавательского состава, привлекаемого для проведения учебных занятий. Показано, что зачастую образовательные учреждения формально соблюдают установленные законодательством требования, привлекая к осуществлению трудовой деятельности лиц, имеющих любую ученую степень. Автор вносит предложение: не учитывать непрофильную степень при занятии должностей  доцента или профессора, что будет способствовать замещению должностей профессорско-преподавательского состава высококвалифицированными, узкопрофильными специалистами. Обращено внимание на то, что образовательным учреждениям, применяющим дистанционные технологии, проще обеспечить высокое качество преподавания.

Ключевые слова: качество юридического образования, профессорско-преподавательский состав, дистанционное обучение.

Президент РФ Д.А. Медведев раскритиковал ситуацию в российском высшем образовании, а также пообещал, что в ближайшие годы качество вузовского образования в России должно кардинально улучшиться. Об этом глава государства заявил на встрече с учеными-получателями грантов российского правительства. Присутствовавший на встрече глава Минобрнауки РФ А. Фурсенко уточнил, что ежегодно российские высшие учебные заведения оканчивают около 2 млн человек. В свою очередь глава государства отметил: “Два миллиона человек оканчивают университеты, а между тем трудно найти даже 20 человек соответствующего уровня (подготовки)” [1].

Коллегия адвокатов, которая была создана мной совместно с бывшими студентами, занимается правовым аудитом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поскольку не одно десятилетие преподаю, то находящиеся на абонентском обслуживании лица часто обращаются с просьбой найти грамотного молодого специалиста. Поэтому практически раз в месяц приходится участвовать в собеседованиях, по результатам которых можно отметить: качество подготовки юристов с каждым годом падает. Однако в научно-практических исследованиях слабая подготовка выпускников редко увязывается с качеством преподавания.

Между тем низкий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава встречается в образовательных учреждениях очень часто. Бывает, что кандидат наук, защитивший диссертацию по уголовному праву, читает международное частное право либо кандидат не юридических, а например, социологических наук, читает  трудовое право или кандидат экономических наук читает предпринимательское право. Для сравнения можно привести следующий пример: если болят зубы, то человек идет к стоматологу, но никогда не пойдет к окулисту. В образовании же получается, что  окулиста учит гинеколог, и говорят: какая разница – врач все равно, имеет требуемый  стаж работы.

Представляется, что преподаватель должен читать ту дисциплину, по которой им защищена кандидатская или докторская диссертация. Это правило свято соблюдается во всех уважающих себя ВУЗах (МГУ, МГЮА), но многие ВУЗы работают иначе. Формально ни действующее трудовое законодательство, ни законодательство об образовании не запрещает им делать это. В таких ВУЗах и можно встретить преподавателей юридических дисциплин, которые имеют степень по экономике, социологии и т.п., к тому же, получивших юридическое образование заочно. Отказать им в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности профессорско-преподавательского состава ВУЗ не вправе. Более того, такие преподаватели претендуют на должности доцента или профессора, вытесняя других, имеющих ученую степень по юриспруденции.

В целях нормативного закрепления сформулированного предложения представляется возможным внести изменения в квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 11.01.2011 г. № 1н, указав в качестве требований к квалификации для должностей профессорско-преподавательского состава соответствие ученой степени преподаваемой дисциплине.

Для улучшения качества преподавания возможно также сократить объем лекций. Учебники, книги, монографии и статьи, на основе которых пишутся лекции, студенты в состоянии прочитать сами. Было бы не плохо обязать  преподавателей выложить лекции в электронном виде, что распространено в ВУЗах, применяющих дистанционные технологии, и проводить больше практических занятий.

Не каждая семья может позволить себе учить ребенка в Москве или другом крупном городе, где кафедры ВУЗов укомплектованы не по принципу количества докторов и кандидатов наук, а с учетом их специализации, а, следовательно, дают качественные познания в отдельных отраслях права. К сожалению, не каждый абитуриент или его родители задумываются при поступлении в институт о специализации и смотрят на состав выпускающей кафедры. В наши дни проверить качественный профессорско-преподавательский состав просто, в каждом ВУЗе есть сайт и указаны кафедры и их состав, если он «правильный», то обычно тут же указывается тема кандидатской и докторской диссертации и код специальности.

В целях повышения качества юридического образования целесообразно более широко использовать дистанционные технологии, при которых ВУЗ, особенно если он имеет множество филиалов, может привлечь для создания учебных продуктов преподавателей, имеющих не только  ученую степень по преподаваемой дисциплине, но и «имя» в этой отрасли права. В результате студенты, обучающиеся в регионах, слушают лекции  лучших  профессоров страны, а умение применять эти знания получают на практических занятиях. Практических занятий обычно больше  проводится, нежели лекционных, и это очень правильно, т.к. основная задача: выработать способность к критическому анализу законодательства, научить видеть коллизии и пробелы, а также научить разрабатывать новые нормы права. Последнее – это идеал, к которому стремится каждый преподаватель, и достичь его способен тот, кто сам уже обладает такими навыками по преподаваемой дисциплине.

Опыт работы в Челябинском филиале НАЧОУ ВПО СГА и ряде государственных ВУЗов показал, что самые успешные выпускники, ставшие уже кандидатами юридических наук, открывшие свои юридические фирмы, учились дистанционно.

Безусловно, многое в процессе обучения зависит и от самого обучаемого, важно его трудолюбие и целеустремленность, но в то же время при дистанционном обучении ему проще сочетать учебу с работой, да и вопрос качества образования не стоит при соответствующей политике ВУЗа. Для чтения лекций приглашают ведущих специалистов в той отрасли права, по которой читается лекция. Студенты благодаря использованию Интернет-технологий имеют свободный доступ к законодательной базе и судебной практике. При сдаче экзаменов применяется компьютерное тестирование, которое исключает субъективизм в оценке знаний студентов, что также положительно отражается на качестве образования.

Список литературы:

1. Не дающие качественного образования вузы надо закрывать – Медведев. Режим доступа: http://www.radiomayak.ru/doc.html?id=247997