Усыновление (удочерение) в Италии и Франции: возможность использования зарубежного опыта отечественным законодателем

В статье рассматриваются особенности законодательного регулирования сферы усыновления в Италии и Франции с целью определения возможности применения данного опыта российским законодателем.

Ключевые слова: усыновление, предельный возраст усыновителей, тайна усыновления, продолжительность брака усыновителей, усыновление нерожденного ребенка.

Adoption in Italy and France: the possibility of use the foreign experience by Russian legislator.

Smolina Larisa Aleksandrovna, Cand. of Leg. Sc., advocate of St. Petersburg Bar Association «Smolina, Malkin and partners»

Zadesenskaya Yaroslavna Vladimirovna, assistant of advocate

The article examines the features of the legislative regulation of adoption in Italy and France in order to determine the suitability of this experience for Russian legislator.

Key words: adoption, adoptive age limit, the secrecy of adoption, duration of the adoptive parentsʼ marriage, adoption of the unborn child.

За прошедшие два года самым реформируемым институтом семейного права стало усыновление. В период с конца 2012 года по 2014 год были внесены значимые изменения в семейное законодательство, касающиеся разницы в возрасте между усыновителем и усыновленным (п. 1 ст. 128 Семейного кодекса Российской Федерации[1] (далее – СК РФ)), порядка усыновления (аб. 13 п. 1 ст. 127, аб. 2 п. 4 ст. 124  СК РФ). Также введен запрет на усыновление российских детей лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен (аб. 14 п. 1 ст. 127 СК РФ). Кроме того, противоречащей Конституции России была признана норма семейного законодательства, в которой запрет на усыновление судимыми гражданами признается безусловным[2].

Конечно, принятые законодателем меры отвечают стремительно развивающимся общественным потребностям и международным стандартам. Однако видится, что полноценное и взвешенное изменение социально значимого института – усыновления – невозможно в короткие сроки.

Интересен правоприменительный опыт Франции и Италии, с которыми у России отношения по международному усыновлению наиболее развиты.

Российское законодательство не рассматривает возможность предусыновления. Эта форма усыновления была предложена в законодательной инициативе итальянских депутатов Марио Карузо и Халида Чауки в апреле 2013 года, когда в Парламент Италии был внесен законопроект[3] о внесении изменений в Закон Италии № 184 «О порядке усыновления и установления опеки над несовершеннолетними»[4]. В данном проекте предлагается введение статьи 22-2, позволяющей гражданам Италии подать заявление о будущем усыновлении еще не рожденного ребенка. При подаче заявления в отношении конкретного ребенка усыновляемый будет идентифицироваться по личным данным матери (роженицы), которая намерена при рождении отказаться от ребенка. Предлагаемая статья позволяет и беременной женщине, решившей отказаться от ребенка после рождения, обратиться в суд по делам несовершеннолетних с целью найти в базе данных лиц, желающих усыновить ребенка, при этом анонимность личных данных матери может быть сохранена по ее просьбе. Кандидаты в усыновители в обоих случаях должны соответствовать предъявляемым требованиям и проходить общую процедуру проверки личности. Видится, что законодательная инициатива может быть интересна и российскому законодателю. Поиск усыновителей до рождения ребенка может частично решить проблему социального сиротства. Такой механизм может быть применен по отношению к беременным женщинам, решившим отказаться от ребенка при рождении. При этом договоренность об усыновлении ребенка, возникшая до момента рождения ребенка, должна быть подкреплена согласием матери и после рождения, в ином случае усыновление не будет продолжено. Данная мера может быть особенно востребована в связи с неуменьшающимся количеством отказа матерей от новорожденных. По данным фонда профилактики социального сиротства, женщины в возрасте от 18 до 30 лет выразили желание отказаться от ребенка в 55 % случаев, в возрасте до 18 лет – в 13 % случаев[5]. Введение «предусыновления» помогло бы решить демографическую проблему, заранее обеспечивая устройство новорожденных в семьи заинтересованных граждан, предотвращая попадание ребенка в государственные учреждения.

СК РФ среди широкого перечня требований, предъявляемых к кандидатам в усыновители, не содержит условия о продолжительности брака усыновителей – семейной пары. В то же время в Италии усыновители должны состоять в браке (или проживать совместно до брака) не менее трех лет (ч. 1 ст. 6 Закона Италии № 184), во Франции – проживать в браке не менее двух лет (ст. 343 Гражданского Кодекса Франции[6] (далее – ФГК)). В свою очередь в Законе Италии № 184 установлено, что в течение трех лет, предшествующих усыновлению, между супругами не должно быть раздельного проживания. Представляется, что итальянским законодателем не случайно на первое место среди иных требований к усыновителям поставлено совместное проживание или зарегистрированный брак. Данное установление представляется обоснованным и в связи с фактической ситуацией в сфере брачных и подобных им отношений. Так, в Италии широко распространены сожительства без заключения гражданского брака, что считается самостоятельной формой брачно-семейных отношений[7]. Закрепленные иностранным законодателем требования относительно подтверждения стабильности семейных отношений вызваны частыми случаями расторжения брака. Так, в 2012 году число разводов в соотношении с заключенными браками в данном периоде во Франции – 52, 2 %[8], в 2011 во Франции – 56,1 %, в Италии – 26,3 %[9].

Видится, что данные требования являются определенным гарантом стабильности отношений между супругами и серьезности намерений взять в свою семью ребенка и заслуживают внимания российского законодателя. Кроме того, целесообразность закрепления данного требования подтверждается статистикой расторгнутых браков. Так, в России в соотношении с заключенными браками в 2012 году было расторгнуто 53 % браков, в 2011 – 50 %[10].

Принимая во внимание опыт европейских государств, предлагается дополнить СК РФ статьей 127.1 следующего содержания: «Статья 127.1. Усыновление ребенка супружеской парой.

  1. При усыновлении ребенка, находящегося без попечения родителей, совместно лицами, состоящими в зарегистрированном браке, требуется наличие продолжительности брака в течение трех лет на момент подачи заявления в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.
  2. Судами в интересах детей может учитываться непрерывное совместное проживание лиц до заключения брака, но не менее чем в течение трех лет».

Практика межгосударственного усыновления вносит корректировки в практику применения российского законодательства. Так, российский суд отошел от применения нормы о запрете усыновления братьев и сестер разными лицами, кроме как в случаях соблюдения интересов ребенка (п. 3 ст. 124 СК РФ). Такими случаями на практике считаются ситуации, когда дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «Об усыновлении» [11]). Владимирским областным судом были рассмотрены два дела по заявлениям двух супружеских пар из Италии, которые ставили вопрос об усыновлении каждой парой двоих детей, дети же между собой являлись братьями и сестрами[12]. Одна пара детей воспитывалась в одном детском доме, вторая пара детей – в другом, усыновление было заявлено в отношении пар детей в таком же порядке, как они воспитывались в детских домах. Заявители были знакомы между собой и в будущем собирались поддерживать родственные связи между детьми. На основании того, что несовершеннолетние долгое время не могли быть переданы на усыновление по причине состояния здоровья, суд пришел к выводу, что усыновление в предложенном случае соответствует интересам ребенка и позволяет поддерживать родственную связь между детьми. Представляется возможным распространить подобную практику и на национальное российское усыновление, предусмотрев возможность усыновления братьев (сестер) разными гражданами, даже если дети осведомлены о своем родстве и воспитывались вместе. Видится, что закрепленное ограничение для усыновления в таких случаях является морально устаревшей нормой ввиду того, что современные средства связи позволяют лицам поддерживать общение, находясь в любых точках мира. Однако в таких случаях на этапе судебного рассмотрения дела об усыновлении следует выяснять, не будут ли усыновители препятствовать общению детей, знающих о своем родстве и имеющими между собой эмоционально-родственную связь. Данное мнение поддерживают и некоторые ученые, указывая, что «разобщение детей … может допускаться только в их интересах и в ситуациях, когда усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновленных детей с братьями и сестрами»[13]. Обстоятельством, указывающим на возможность разъединения братьев и сестер, может быть тот факт, что в течение года с момента помещения информации о детях в федеральный банк данных о детях отсутствуют факты проявления заинтересованности в их одновременном усыновлении.

Согласно требованиям законодательства, на всех этапах усыновления должна соблюдаться тайна усыновления (ст. 139 СК РФ). Существует ли тайна усыновления в иностранных правопорядках, и так ли она императивна? В Италии сведения о родителях не считаются тайной и могут быть раскрыты в интересах усыновленного. Так, при вынесении решения об усыновлении суд по заявлению усыновителей может предоставить информацию о биологических родителях ребенка при наличии достаточных на то оснований, кроме того такая информация может быть предоставлена по запросу главного врача лечебного учреждения, где находится ребенок, если владение такой информацией необходимо для лечения усыновленного (п. 4 ст. 28 Закона Италии № 184). Законодателем Италии также предусмотрено право усыновленного знать свое происхождение (п. 5 ст. 28 закона Италии № 184), которое может быть реализовано путем обращения в суд. Казалось бы, данное право должно исполняться беспрепятственно, однако предоставление полной информации о личности биологического родителя ребенка может нарушить права родителя, гарантированные ему Кодексом о защите персональных данных[14] (при отказе от ребенка биологическая мать делает заявление о последующем неразглашении ее личности). Законодатель, соблюдая баланс интересов матери и ребенка, может предоставить усыновленному лишь анонимную информацию, которая согласно ст. 4 Кодекса о защите персональных данных, позволяет соблюсти принцип ответственности за соблюдение рода, т.е. сообщает лишь о наличии родовых заболеваний, психическом состоянии родителя. Подобную позицию высказал и Европейский суд по правам человека в постановлении по делу «Годелли против Италии»[15], указав, что «итальянские власти должны развивать механизм соблюдения баланса интересов усыновленного лица и его родителей, а не отказывать заявителям в получении информации об их происхождении или наоборот предоставлять такую информацию, которая бы нарушала права родителей усыновленного».

Стоит заметить, что и российский законодатель изменил подход к тайне усыновления, признав отсутствие необходимости в ее сохранении при утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы[16]. Право ребенка знать о своем происхождении в первую очередь вытекает из медицинской необходимости. Думается, что законодательно следует предусмотреть норму, обязывающую усыновителей раскрыть информацию о происхождении ребенка по достижении последним совершеннолетия. Указанная информация должна содержать сведения о генетических характеристиках ребенка (группа крови, резус-фактор, предрасположенность к генетическим заболеваниям), сведения о личности биологических родителей могут быть раскрыты по желанию усыновителей.

В то же время сохранение тайны усыновления целесообразно, если усыновлению предшествовала имитация женщиной беременности. Это объясняется тем, что при этом тайна усыновления выступает дополнительным способом укрепления родственных отношений, тогда как частично эмоциональная связь устанавливается в период «беременности». При такой подготовке исключается возможность попадания информации о происхождении ребенка, и усыновленный будет считаться рожденным усыновительницей, что исключает повод для раскрытия тайны усыновления.

В литературе высказывается мнение об установлении предельного возраста усыновителя, в частности Н.В. Летова предлагает законодательно обеспечить возможность усыновления гражданами не старше 50 лет[17]. Введение такой меры автор объясняет назначением усыновления, которое заключается в создании семейного воспитания и направлено на социализацию ребенка. Именно такое назначение предполагает способность граждан не просто вырастить ребенка до восемнадцатилетнего возраста, но и дать образование, показать ему пример родительской заботы. По данным Государственного комитета статистики, ожидаемая средняя продолжительность жизни мужчин и женщин в период с 2012 года по 2030 год будет находиться в пределах от 69,7 лет до 73, 9 лет[18], тогда как средний возраст усыновителей составляет 35-40 лет[19]. Любое законодательное изменение должно порождаться общественными потребностями. Усыновителями после пятидесяти лет становятся только материально обеспеченные граждане, находящиеся в расцвете сил. Общеизвестно, что такими усыновителями стали М.Ю. Барщевский, Н.Н. Белохвостикова и многие другие известные личности, усыновляющие не новорожденных.

Обратимся к зарубежному опыту. Требование о возрасте может рассматриваться под разным углом зрения: в абсолютных числах (минимальный/максимальный возраст усыновителя) либо в относительных (минимальная/максимальная разница между усыновителем и усыновляемым)[20]. В Италии и Франции возраст усыновителей законодательно не ограничен определенным временным порогом. В ФГК сказано, что усыновитель должен лишь быть старше 28 лет и не менее чем на 15 лет старше усыновляемого (ст. 343). В законе Италии № 184 установлено, что усыновитель должен быть старше ребенка на 18 лет, но не более чем на 45 лет (п. 3 ст. 6). Таким образом, возраст усыновителей в иностранных правопорядках зависит от возраста ребенка, но не ограничен императивно.

В свою очередь в России родительство после пятидесяти лет возможно и с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, применение которых также не ограничено возрастом родителей. Законодатель верно не ограничил возраст усыновителей, определив лишь перечень заболеваний, при которых человек не может стать усыновителем[21].

Литература:

1.Code civil // Journal Officiel de la République Française. – 2006. – № 103.

2.Legge «Diritto del minore ad una famaglia» del 4.05.1983 г. № 184. // Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana. – 1983. – № 133.

3.Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1996. – № 1 – Ст. 16.

4.Codice in materia di protezione dei dati personali del 30 giugno 2003 № 196 // Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana. -2003. – № 174.

5.Proposta di legge № 653 del 4.04.2013 «Modifiche alla legge 4 maggio 1983, n. 184, concernenti la riforma della disciplina in materia di adozione internazionale» // Сamera dei depupati. – 2013. – № 653.

6.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» // СЗ РФ. – 2012. – №23. – Ст. 2994.

7.Постановление Европейского Суда по правам человека от 25.09.2012 г. по делу «Годелли против Италии» (жалоба № 33783/09) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. – 2013. – № 2.

8.Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. Дата обращения: 10.02.2014.

9.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. – № 6.

10.Обзор практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда. – 2013. – № 8.

11.Борминская Д.С. Усыновление (удочерение) в странах Европы: влияние «альтернативных форм семейной жизни» и практика Европейского суда по правам человека // Семейное и жилищное право. – 2010. – № 1. – С. 12 – 16.

12.Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. – 2011. – №3. – С. 14 -19.

13.Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 256 с.

[1] Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014) // СЗ РФ. – 1996. – № 1 – Ст. 16.

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Дата обращения: 10.02.2014.

[3] Proposta di legge № 653 del 4.04.2013 «Modifiche alla legge 4 maggio 1983, n. 184, concernenti la riforma della disciplina in materia di adozione internazionale» // Сamera dei depupati. – 2013. – № 653.

[4] Legge «Diritto del minore ad una famaglia» del 4.05.1983 г. № 184. // Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana. – 1983. – № 133.

[5] Статистика: социально-психологический портрет женщин, изъявляющих намерение отказа // http://www.fondpcc.ru/info/statistika.html

[6] Code civil // Journal Officiel de la République Française. – 2006. – № 103.

[7] Indicatori di nuzialitа // Il sito ufficiale dell’Istituto Nazionale di Statistica [Risorsa elettronica]. Modalitа di accesso: http://dati.istat.it/Index.aspx?DataSetCode=DCIS_NUZIALITA&Lang. Data della domanda: 28.01.2014.

[8] Divorces et divortialité // Le site officiel de l’Institut National de la Statistique et des Etudes Economiques [Ressource électronique]. Mode d’accès: http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=bilandemo8. Date d’application: 06. 02. 2014.

[9] Scioglimenti e cessazioni degli effetti civili del matrimonio (divorzi) // Il sito ufficiale dell’Istituto Nazionale di Statistica [Risorsa elettronica]. Modalitа di accesso: http://dati.istat.it/Index.aspx?DataSetCode=DCIS_DIVORZIND&Lang. Data della domanda: 28.01.2014.

[10] Количество браков и разводов // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography. Дата обращения: 06.02.2014.

[11] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. – № 6.

[12] Обзор практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда. – 2013. – № 8.

[13] Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. – 2011. – №3. – С. 15.

[14] Codice in materia di protezione dei dati personali del 30 giugno 2003 № 196 // Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana. -2003. – № 174.

[15] Постановление Европейского Суда по правам человека от 25.09.2012 г. по делу «Годелли против Италии» (жалоба № 33783/09) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. – 2013. – № 2.

[16] Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» // СЗ РФ. – 2012. – №23. – Ст. 2994.

[17] Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С. 77.

[18] Ожидаемая Продолжительность жизни при рождении // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn7.htm. Дата обращения: 16.12.2013.

[19] URL: http:// www. forum.materinstvo.ru / index.php showtopic = 255250

[20] Борминская Д.С. Усыновление (удочерение) в странах Европы: влияние «альтернативных форм семейной жизни» и практика Европейского суда по правам человека // Семейное и жилищное право. – 2010. – № 1. – С. 14.

[21] Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» // СЗ РФ. – 2013. – № 36. – Ст. 4577.